МОРТИДО КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ, или Вечер с душевнобольными и подонками
Случилось неожиданное. Меня попросили посмотреть фильм. Не рекомендовали — а именно попросили. Мое мнение относительно кино, оказывается, важно. Ну что... Я тут же вознеслась в собственных глазах — и почувствовала большую ответственность.
Фильм называется «Меланхолия», поставлен в 2011 году «догматиком» Ларсом фон Триером. Зрелище медленное, тяжелое — и безотрывное, особенно во второй части. Камера удивительная: она то парит на высоте небоскреба, открывая удивительной красоты картины земной жизни, то летит рядом с лицами, руками, платьями, спотыкается, тащит за собой взгляд.
Со сценарием — то же ощущение двойственности. Словно я посмотрела два фильма. Один про разрушающую силу женственности. Второй — об отчаянной попытке сохраниться и выжить, попытке, обреченной заранее на провал, ибо нефиг. Можно еще сказать, что первая часть посвящена мортидо, вторая — либидо.
Про что кино? Главная героиня, Джастин, со свадьбы которой начинается фильм, сначала очень старается быть счастливой — но ей, конечно, не дают. Извините, я сейчас простыми и понятными словами буду выражаться, выйдет ненаучно — зато доходчиво.
Габи, мать обеих дам, о которых в фильме речь — бессердечная паскуда, а отец — придурок. Плюс еще начальник невесты — редкостное дерьмо. Все трое очень стараются испортить бедной девушке праздник, и это им в конце концов удается. Довершает дело сестрица Клэр, которая, очевидно, мечтает о том, чтобы у Джастин поскорее обострилась то и дело настигающая ее душевная болезнь — и с этой целью очень своевременно вонзающая ей, словно вилку в глаз: «Ты целый вечер просто врешь всем нам!»
Наверное, она мечтает, да. Между сестрами всегда соперничество — и любовь. Мортидо — и либидо. Разрушить и воссоздать. Вот они с Джастин, не щадя никого, разрушают только что свершившийся брак — и потом дружно борются за воссоздание тяжело пошатнувшейся психики бывшей невесты.
Зачем они обе это делают? Если подняться мысленно над их поступками, над жестокими словами, то можно увидеть, что они обе не знают, как правильно, как надо. Не знают, что будет дальше — и хотят узнать. А для этого есть только два пути: создавать, лепить, строить — или подтачивать, резать, крушить. Два слова: Да и Нет.
И оба способа годятся для познания, вот что. Правда, сказав Да, никогда не узнаешь, что было бы, если было бы выбрано Нет — и наоборот. Но тут уж ничего не попишешь. Как говорят в Америке, нельзя выиграть все.
Полная версия этого текста (в том числе рассказ о второй части фильма) - в Мартином Доме: http://martindom.ru/2013/03/27/мортидо-как-способ-познания-или-вечер/